МОУ "Бельковский ЦО имени В.И.Протчева"
п.Бельковский Веневский район Тульская область
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

     Родители дошкольников знают, что мысль «скоро в школу» появляется у родителей задолго до исполнения ребёнку 6–7 лет. И уж точно, глядя на своего пятилетнего сына или дочь, каждый родитель знает – школа не за горами, пора готовиться.

    Конечно, сложно разобраться сразу – как именно готовиться? Дожидаться ли полных семи лет, либо отдать сына или дочь уже в шесть лет? Даже разница в один год заметна и имеет значимость для ребёнка.

    Чтобы легче было ответить на эти вопросы, необходимо понять – что же такое готовность к школе? Каковы её виды и критерии?

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Задание для родителей. Отметьте, что, на ваш взгляд, должен уметь делать будущий первоклассник (можно выделить несколько ведущих умений):

    • Ответ 1
    • Ответ 2
    • Ответ 3

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

     В практическом применении используются как опрос ребёнка на предмет обязательных знаний, свидетельствующих о его кругозоре, так и специальные психологические и медицинские тесты.

    Один из самых известных – ориентационный тест Керна – Йирасека. Тестирование расскажет специалисту о том, насколько ваш ребёнок обладает развитым мышлением, навыками слушать и слышать, выполнять задание, о котором ему не только подробно рассказали, но и дали образец для его выполнения. Также тест выявит уровень общего развития психики будущего первоклассника.

    В тесте 4 части: «Рисунок человека» (мужской фигуры); копирование предложения, составленного письменными буквами; задание срисовать точки; анкетирование (к примеру: назвать разницу между старыми и молодыми людьми; перечислить виды транспорта; ответить на вопрос, зачем человеку заниматься спортом?).

    Не менее популярным тестом является «Лабиринт». Да-да, тот самый, который часто встречается в детских журналах и развивающих книгах. Оказывается, умение пройти лабиринт выявляет (и тренирует) уровень наглядно-схематического мышления, а также психологическую стрессовую устойчивость.

    При оценке уровня готовности к школе выделяют высокий уровень, средний, ниже среднего и низкий.

    Для понимания того, к чему необходимо стремиться в развитии малыша, приведём критерии высокого уровня подготовки: хорошее физическое развитие, рука должна быть готова к письму, отличный фонематический слух, широкий кругозор, богатый словарный запас, умение читать словами, понимание переносного смысла, понимание цифр, умение управлять своим поведением, мотивированность к познавательной деятельности.

    Напротив, при низком уровне подготовки говорят о хорошем или удовлетворительном физическом развитии, но при этом – узком кругозоре, отсутствии готовности руки к письму, минимальном словарном запасе, отсутствии способности к пересказу текста без помощи взрослого. Одним из важных критериев является также отсутствие желания учиться.

    Проверить своего ребёнка также можно посредством интерактивных тестов, которые дают повозрастную оценку, к примеру отдельно оценивается ребёнок 4–5 лет, 5–6 лет и 6–7 лет. Вернувшись к этому тесту через год, родители сами смогут оценить динамику развития своего ребёнка.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Развитие речи и формирование готовности детей к овладению грамотой

        Одним из важнейших критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:

        умение выделять заданный звук в потоке речи;
        умение определять позицию звука в словах(в начале, в середине, в конце);
        владение навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.

        Умение членить слова на слоги.
        Умение составлять предложения из 3–4 слов.
        Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
        Умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.
        Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым).
        Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

    Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике

        Счет и отсчет предметов заданного количества.
        Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.
        Умение называть предыдущее и последующее число для исходного.
        Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.
        Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
        Знание знаков +, -, =, умение пользоваться арифметическими знаками действий.
        Умение соотносить цифру и число предметов.
        Способность составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
        Знание геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник.
        Умение делить круг и квадрат на две и четыре части.
        Умение ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

    Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний:

        Умение называть домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.
        Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.
        Знать правила поведения в общественных местах и на улице.
        Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.
        Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.

    Психологическая готовность ребенка к школе:
    Социально-психологическая готовность к школе:

        Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
        Умение общаться со сверстниками и взрослыми(ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
        Умение принять учебную задачу (внимательно слушать, при необходимости уточнить задание).

    Развитие школьно-значимых психологических функций:

        Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).
        Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа).
        Координация системы глаз — рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии.
        Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим сравнительным признакам).
        Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15–20 минут).
        Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация).

    Социальная готовность ребёнка к школе:

        Умеет ли ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?
        Есть ли у ребенка друзья?
        Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?
        Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?
        Есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?
        Преобладающий стиль поведения: агрессивный, позитивный.

    Готовность ребенка к школьному обучению:

    Личностная готовность к школе — ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

    Интеллектуальная готовность к школе — наличие кругозора, запаса конкретных знаний и умений, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

    Социально-психологическая готовность к школе — умение общаться со взрослыми и сверстниками. Умение войти в другое сообщество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы, проявлять инициативу.

    Физиологическая готовность к школе — уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie